Российский Электромобиль


В этот день… 16 июля – 2
Апрель 8, 2017 – 19:54
Новый российский электромобиль
О разном – включая автомобиль Фрезе – Яковлева
Сегодняшний день проходит сквозь века, нанизывая на себя целую гирлянду воистину эпохальных событий!.. Например, именно 16 июля 622 года начинается летосчисление по Хиджре – состоялся знаменитый переезд пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Поскольку календарь будет принят спустя пятнадцать лет после события, отправной точкой, согласно воле халифа, станет не сама дата переезда (произошедшего в сентябре) – а первый день первого месяца того же года.
…В этот же день 1054-го окончательно оформится давно зревший христианский раскол – после очередных безрезультатных переговоров, папский посланник возложит на алтарь Константинопольской Софии буллу с анафемой. Патриарх немедленно ответит – и, обменявшись проклятиями, православие и католичество пойдут разными путями…
…Принято считать, что именно в этот день 1860 года отец премии собственного имени Альфред Нобель впервые продемонстрировал мощь своего основного изобретения – динамита; но ещё более впечатляющим окажется 16 июля 1945-го, когда на полигоне Аламогордо в Нью-Мексико была взорвана первая в мировой истории ядерная бомба (между прочим, это плутониевое изделие носило кличку «Гаджет»!)
…Случилось и немало событий меньшего, но всё равно, нешуточного масштаба – вроде основания автомобильной легенды «Ауди» или публикации культовой «Над пропастью во ржи» Сэллиджера – так что, не знаешь, что и выбрать…
…Потому, обратим внимание на менее известный, но крайне примечательный факт – и перенесёмся в Нижний Новгород, где 16 июля 1896 года на знаменитой выставке был представлен первый русский автомобиль.
..Разумеется, нам очень хотелось бы заявить о каком-нибудь отечественном приоритете, но не получится – Карл Бенц запатентовал свой двигатель десятилетием раньше. Более того: известно, что до этого наши первопроходцы успели побывать на Всемирной выставке в Чикаго – и вряд ли могли пройти мимо выставленного там авто «Бенц-Виктория»… Впрочем – по порядку.
…Отставной лейтенант военного флота Евгений Яковлев владел предприятием под говорящим названием Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева»; горный инженер Пётр Фрезе – «Акционерным обществом постройки экипажей «Фрезе и К°». Естественно, взявшись создавать отечественный автомобиль, первый взялся за двигатель и трансмиссию; второй – за кузов.
(Тут надо отметить, что разделение труда для начала автомобильной эры было типичным: одни предприятия делали шасси; другие, в соответствии с индивидуальными пожеланиями заказчика – кузова. Российские экипажные мастерские добились такого совершенства, что в начале века «Мерседесы» комплектовались именно отечественными кузовами (которые красиво назывались «кароссери»). Новаторским было, как раз, желание партнёров объединить усилия для производства готового авто).
…Итак, похожий на конную пролётку автомобиль Фрезе-Яковлева мог развивать скорость в 20 вёрст, весил 300 кг – и стоил полторы тысячи рублей. Существуют разные мнения относительно авторства двигателя: некоторые считают, что Яковлев заимствовал идеи Бенца. Другие указывают, что к тому времени отставной моряк не только занимался этим более десяти лет; но и получил несколько патентов – причём, успешно экспортировал свои двигатели в Европу – а один из его образцов красовался в лаборатории самого Менделеева. Наконец, есть мнение, что, в любом случае, Яковлев существенно улучшил двигатель Бенца, уменьшив его вес – а за счёт этого Фрезе смог поставить автомобиль на деревянные колёса и расширить колею. (Немцы использовали велосипедные колёса). При этом вес более основательного русского авто остался примерно тем же.
Планы у компаньонов были серьёзные – эксперты считают, что «Фрезе-Яковлев» задумывался как серийный коммерческий автомобиль, однако… новинка не вызовет никакого ажиотажа! Спокойно отреагировала императорская семья – Николай распробует «самоходные повозки» только через десятилетие, причём предпочтение отдаст французским «Delaunnay-Belleville»…
…Увы, у наших пионеров этих десяти лет в запасе не окажется – уже через два года Яковлев неожиданно умрёт (ему был всего-то сорок один). Фрезе продолжит в одиночку (одним из его компаньонов станет памятный нам ритейлер Елисеев) – на этом предприятии появится сначала первый российский электромобиль, потом – первый грузовик, и, наконец – даже первые карета скорой помощи и автопоезд!.. Однако, в начале века российские власти зачем-то введут льготные пошлины на готовые импортные авто… менее чем через два года Фрезе будет вынужден продать свой бизнес Руссо-Балту – и отойдёт от дел…
PS: Рассказывают, что патриотизм Яковлева доходил до того, что в своей фирме он не допускал иностранцев к руководящим должностям – и очень сокрушался, когда приходилось закупать английский кокс (у нас такого не делали!) Зато с удовольствием продавал свои двигатели за границу – не ради выгоды или личной славы, а для престижа Отечества! Вот такие люди стояли у истоков нашего автопрома… но – не преуспели... Впрочем, это – совсем другая история.
Source: shatff.livejournal.com
Вас может заинтересовать
Электромобиль Tesla и российские звёзды
Электромобиль Tesla и российские звёзды
Электромобиль Российский нашенский!! Класс!!)
Электромобиль Российский нашенский!! Класс!!)
Похожие публикации